Спустя два года после начала пандемии большие и маленькие новостные организации продолжают сталкиваться с серьезными трудностями: неустойчивостью источников доходов, меняющимся поведением читателей и вопиющими нападками правительства. Пандемия затягивается, и последствия программ по предоставлению чрезвычайной помощи и долгосрочных усилий, направленных на обеспечение устойчивости – успешными они были или нет, – начинают сказываться на журналистской индустрии во всем мире.
В новом отчете «Спасение журналистики 2: глобальные стратегии и взгляд на журналистские расследования«, опубликованном немецким Фондом имени Конрада Аденауэра, мы рассмотрели, какие меры воздействия способствовали прогрессу, что еще нужно сделать и какие препятствия остаются. Отчет основан на проведенном в 2021 году исследовании, проанализировавшем многочисленные меры по поддержке журналистики, введенные в начале пандемии, – такие как благотворительность, новые бизнес-модели, налоги на технологические платформы и государственные субсидии.
Вот некоторые выводы и комментарии лидеров отрасли, опрошенных во время составления отчета.
Требование к технологическим платформам платить новостным изданиям: правовой прецедент в Австралии
В феврале 2021 года в Австралии был принят Кодекс о СМИ, требующий от технологических компаний – в частности Meta, которой принадлежит Facebook, и Google, чтобы они платили СМИ за контент, опубликованный на их социальных платформах. Хотя официальное соглашение держалось в секрете, по оценке Рода Симса, председателя Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей, медиаорганизации в Австралии получили как минимум 200 миллионов австралийских долларов.
Главный экономист аналитического центра Australia Institute Ричард Деннис считает, что Кодекс работает, несмотря на то, что два технологических гиганта поначалу лоббировали свои интересы и угрожали отрезать пользователей страны от своих сервисов. «Google и Facebook не ушли из Австралии, как угрожали. Много денег перешло в другие руки, и появилось много журналистских вакансий. Небо не упало на землю».
Однако, как отметил Деннис, не все новостные организации одинаково выиграли от введения Кодекса. «Кодекс не предусматривает всеобщего равенства. Google и Facebook были вынуждены пойти на переговоры, и крупные издания получают гораздо больше денег, чем малые».
Эта неравномерность в распределении денег отражает сохраняющуюся напряженность между крупными, признанными изданиями и небольшими, более нишевыми организациями. Несмотря на то что последние годы журналистика лучшее финансируется, более крупные и традиционные компании часто получают больше выгоды от новых программ или политик. Основной сложностью при разработке эффективной государственной политики остается удовлетворение самых разнообразных – а иногда и конкурирующих – потребностей как крупных изданий, так и небольших местных медиа.
В других странах, заинтересованных в принятии собственных версий австралийского кодекса, угроза новых правовых мер заставила Facebook и Google выделить дополнительные средства на развитие журналистики. Во Франции компания Google согласилась в течение трех лет выплатить более 76 миллионов долларов США 121 французскому новостному издательству – в дополнение к штрафу в размере 593 миллиона долларов США за недобросовестное ведение переговоров с новостными издательствами. В Канаде компания Meta объявила о рассчитанных на три года инвестициях в размере 8 миллионов канадских долларов на поддержку канадской журналистики, а также о партнерстве с 18 новостными организациями в рамках инициативы, направленной на «содействие долгосрочной устойчивости канадской журналистики».
При этом опрошенные эксперты, признавая, что такие выплаты от Meta и Google лучше, чем ничего, заявили, что налог на технологические компании был бы более эффективным решением проблемы, чем принятый в Австралии кодекс, у которого есть свои недостатки. По их мнению, введение дополнительных налогов на эти компании или онлайн-рекламу, при котором часть доходов будет направляться на поддержку качественной, демонстрирующей гражданскую позицию журналистики, обеспечит более прозрачный, независимый контроль за этими фондами. «Налог на Google и Facebook был бы лучшим выходом, но правительство консерваторов не будет облагать Google и Facebook налогом, – сказал Деннис. – У нас была уникальная возможность воздействовать на эти компании в глобальном масштабе».
Эндрю Джаспен из The Conversation сказал, что альтернативой государственным налогам могло бы стать «добровольное соглашение с Google и Facebook о выплате «сбора» в независимый фонд», что позволило бы исправить такие недостатки рынка журналистики, как слабое освещение сельских или региональных новостей и новостей, связанных с судами, полицией, местными органами власти, а также позволило бы финансировать создание специализированных репортажей на такие темы, как наука, здравоохранение и окружающая среда.
Налоговые льготы и государственные меры: Франция и Индонезия
В июле 2020 года правительство Франции, чтобы поддержать теряющую доходы медиаиндустрию, ввело единовременный налоговый вычет для новых подписчиков. Однако это правило вступило в силу только почти спустя десять месяцев: в мае 2021 года. Оно дополнило широкий спектр чрезвычайных и комплексных экономических мер и средств, выделенных на восстановление: размер общей помощи оценивается в 483 миллиона евро.
Хотя эти меры действительно помогли поддержать испытывающую трудности новостную отрасль, в докладе Сената Франции содержится призыв к более глубоким изменениям в отрасли, которые помогли бы медиа адаптироваться к меняющимся привычкам читателей и уменьшить зависимость от государственного финансирования, несущего в себе риск для независимости медиаорганизаций. До принятия плана по восстановлению отрасли государственная помощь новостной индустрии уже составляла более 20% от доходов сектора – за последнее десятилетие эта цифра выросла на шесть процентов. Как подчеркивается в докладе, необходимы серьезные изменения, чтобы предотвратить возможность того, что государственная помощь будет становиться все более важным источником дохода для новостной индустрии, а это будет скрывать более глубокие структурные проблемы, связанные с сокращением распространения и чрезмерным акцентом на печатные, а не цифровые новости.
Как сообщает мой коллега Мэтью Рейсио-Круз, в июле 2020 года правительство Индонезии объявило о выделении субсидий и введении налоговых льгот для журналистики. Был отменен налог на добавленную стоимость для печатных новостных организаций, отложена плата за электроэнергию для СМИ, корпоративные налоги были снижены на 50%, сотрудников медиа, зарабатывающих до 200 миллионов рупий (14 000 долларов США) в год, освободили от уплаты подоходного налога. Кроме того, правительство поддержало медиа прямыми выплатами при условии ежемесячной публикации определенного количества материалов о COVID-19, например, на такие темы, как социальное дистанцирование, мытье рук и ношение масок.
Такая политика понравилась не всем. Одни считали, что она спасла журналистскую отрасль во время пандемии, другие возражали против прямого влияния правительства на то, какие темы будут освещаться в СМИ. Главный редактор крупнейшей в Индонезии ежедневной англоязычной газеты The Jakarta Post М. Тауфикуррахман считает, что денежные вливания в обмен на контент помогли его изданию. «С организационной точки зрения это помогло нам выжить во время пандемии», – сказал он.
С другой стороны, по мнению бывшего председателя Альянса независимых журналистов Абдула Манана, государственные субсидии были вредны для новостной индустрии. «Правительство и СМИ – две разные структуры с разными ролями. Очень важно, чтобы они четко отделялись друг от друга», – сказал он.
Другие выводы отчета
Свобода СМИ прежде всего
Увеличивать финансирование необходимо, но одного этого недостаточно для поддержания качественной независимой журналистики. Наиболее важным аспектом процветающей экосистемы медиа должно быть уважение к свободе выражения мнений. «Без соблюдения основных прав и свободы СМИ никакое финансирование и ориентация на будущее не обеспечит журналистике подлинную независимость», – говорится в недавнем докладе Форума по информации и демократии.
Для роста необходимы общественная поддержка и политическая воля
Для роста любого бизнеса необходимы крупные инвестиции, и журналистика в этом не исключение. Организовать эффективные программы, которые будут поддерживаться государством, нелегко: необходимо глубокое общественное признание того, что журналистика необходима для общественного блага. В штате Нью-Джерси, США, создали первый в своем роде в стране Гражданский информационный консорциум (Civic Information Consortium), объединивший государственные университеты и фонды. Эта группа занимается выделением государственного финансирования на решение проблем «новостных пустынь» и дезинформации в штате. В 2021 году группа предоставила гранты на сумму в 500 000 долларов США, в 2022 году финансирование будет увеличено.
Преобразование журналистики начиная с основ
Для Анжелики Дас, заместителя директора Фонда демократии (Democracy Fund), решающее значение имеют укрепление доверия и предоставление читателям информации, в которой они действительно нуждаются. «Не существует единого инструмента или процесса для спасения или преобразования журналистики, скорее необходимо изменить сценарий и начать с основ, – сказала она. – Зарабатываете ли вы доверие? Обеспечиваете ли вы инклюзивность? Учитываете ли вы культурные особенности? Удовлетворяете ли вы основные информационные потребности? Если вы не удовлетворяете основные потребности повседневной жизни, то не сможете сформировать аудиторию для новостной организации или получить доход».
Информация взята из сайта https://ijnet.org/ru/story/whats-working-globally-save-journalism.
Хорошие инициативы)) главное реализовать их.
Я думаю, что стать журналистом может не каждый человек. Помимо желания работать журналистом, необходимы: огромное стремление знать обо всем, пытаться в этом разобраться; отсутствие страха общения с незнакомыми людьми; начитанность; грамотность; мобильность; стрессоустойчивость; умение общаться с людьми разного возраста, социального положения и т.д.; умение работать с информацией