В феврале прошлого года правительство поручило Службе связи улучшить скорость и качество Интернета, но большинство пользователей продолжают жаловаться на низкую скорость, несоразмерно высокие тарифы, да и в принципе на качество Интернета.
Почему это поручение до сих пор не исполнено? На самом деле, вопрос скорее риторический.
И все же мы хотим напомнить о причинах низкой скорости и плохого качества таджикского Интернета.
Это:
Эксклюзивный ЕКЦ, который не справляется с перегруженностью сети
Специалисты предупреждали об этом еще до того, как ЕКЦ был внедрен в Таджикистане.
По данным Международного союза электросвязи (МСЭ), если скорость входящего международного интернет-канала в Таджикистане в 2015 была 10 ГБ /в секунду, то по итогам 2017 года она снизилась до 4.15.
Сегодня, если верить Илхому Атоеву — замглавы Службы связи, скорость входящего Интернета увеличилась с 70 ГБ/ в секунду до 100 ГБ/.
На практике мы видим плохой Интернет и всё больше жалоб со стороны граждан.
«Подумай, прежде чем откусить, сможешь ли проглотить?», — китайская народная мудрость.
В январе 2016 года, создав Единый коммутационный центр (ЕКЦ) при ОАО «Таджиктелеком» (подразделение Службы связи), госкомпания получила эксклюзивное право покупки и распределения интернет-трафика, тем самым поставив в невыгодное положение всех мобильных операторов.
Монополизация рынка единственным игроком «Таджиктелекомом», который перекрыл все альтернативные источники (шлюзы и IP-адреса), привела к тому, что компания де-факто не справляется с обеспечением качественного Интернета для всех пользователей.
К слову, пользователей этих на сегодня, по официальным данным, 4,2 млн человек.
Если бы Служба связи дала разрешение другим частным компаниям права на покупку и распределение Интернета, то часть нагрузки упала бы на плечи новых игроков и конкуренция улучшила бы качество и снизила цены на Интернет, но это вряд ли будет, убеждены эксперты.
Чтобы разгрузить таджикский ЕКЦ, бывший сотрудник Службы связи Шохрух Шарифзода предлагает таджикским операторам внедрять современные наземные базовые станции, параболические антенны и устройства с функцией усилителя сигнала от компании Starlink Илона Маска по всем районам и областям республики, так как запрещающих законов против их использования в Таджикистане нет.
При ЕКЦ «Таджиктелекома» сигнал Интернета через кабели попадает в единую базу компании, откуда распределяется по антеннам операторов и на устройства пользователей, в итоге мы получаем перегруженный ЕКЦ с худшим Интернетом для пользователей.
Благодаря же технологиям Starlink прямой спутниковый сигнал попадает напрямую наземной базе, а оттуда на устройство пользователей.
«Цены на такие базы разные. Например, для персонального использования (на дом, организацию) вы можете купить немецкую спутниковую базу марки TRСD за $18 тыс. или же китайский Pianday за $1,2 тыс. (цена зависит от зоны охвата), чтобы пользоваться независимым от “Таджиктелекома” Интернетом, – объясняет Шохрух Шарифзода. — В таком случае вы будете платить $99 в месяц за 100 ГБ трафика компании Starlink. А компания-провайдер может установить специальную базу за $4 — $7 млн и обеспечивать связью всех своих абонентов».
К слову, Starlink сам собирается заняться выпуском абонентского оборудования и смартфонов Tesla Phone, которое обладает возможностью подключаться к этой сети напрямую и пользоваться скоростным спутниковым Интернетом из любой точки планеты.
При этом для покупателей смартфона данная сеть будет доступна бесплатно и без ограничений по времени.
Фискальное давление
Кроме обязанностей мобильных операторов перед ОАО «Таджиктелекомом» им также приходится терпеть налоговую нагрузку, состоящую из: 18% НДС, 5% акциза, 2,5% лицензионного сбора, 1% налога с оборота.
Также есть обязательная оплата за обслуживание номера и прочие выплаты.
Сюда не включены расходы на зарплату сотрудникам, содержание оборудования для повышения качества связи и содержание строительных сооружений компаний, расходы на электричество, ЖКХ и прочие.
Всё это влияет на ценообразование тарифов мобильных операторов.
Кроме того, у операторов порой просто нет свободных средств на закупку нового или дополнительного оборудования, необходимого для повышения качества связи.
Дефицит кадров в Службе связи
Раньше мы об этой проблеме не говорили, но объясним.
Со стороны Службы связи и «Таджиктелекома» есть некоторые ограничения, по которым сотрудники (ремонтники) мобильных компаний не имеют права самостоятельно чинить свои базы или антенны. В подобных случаях компании обращаются в Службу или в «Таджиктелеком», чтобы их специалист выехал на место и дал согласие на починку.
И вот тут как раз и появляется проблема, потому что таких технических сотрудников у Службы и «Таджиктелекома» мало. «С 2005 по 2012 годы Служба связи отправляла на повышение квалификации и учёбу за рубеж молодых студентов и опытных специалистов — своих сотрудников.
Мы учились в Государственном университете интеллектуальных технологий и связи в Одессе, а по окончании вуза должны были отработать по специальности в Службе связи или ОАО «Таджиктелеком» пять лет, – рассказывает Шохрух Шарифзода. – Зарплата у нас была 550 сомони в месяц и этого, конечно же, было недостаточно. В наши обязанности входило чинить антенны и станции для мобильного Интернета (2G, 3G и 4G), чтобы обеспечить операторов и партнёров ОАО качественной связью».
Шохрух говорит, что из тех выпускников очень многие в результате уволились. И уже длительное время из-за дефицита специалистов технические проблемы компаний решаются медленнее, чем раньше.
Почему у них получается?
И на этом фоне еще раз про хороший опыт наших ближайших соседей.
В Узбекистане скорость Интернета улучшается с каждым годом, а количество жалоб уменьшается, потому что президент Шавкат Мирзиёев обещал в 5 раз увеличить скорость Интернета в Ташкенте. Если таджикский студент на свою стипендию не может позволить себе купить хотя бы 2 гигабайта интернет-трафика, то у соседей студенты обещано получат 5 гигабайтов бесплатного Интернета в месяц.
Более того, как сообщает источник podrobno.uz в Узбекистане планируется ввести ряд льгот для телекоммуникационных операторов. Это решено сделать для ускоренного развития цифровой инфраструктуры страны, увеличения скорости Интернета и расширения охвата мобильной связью.
В частности, власти намерены снизить для них налоговую нагрузку и принять меры по освобождению телекоммуникационного оборудования и ноутбуков от таможенных платежей, выдаче госгарантий по зарубежным кредитам, привлекаемым для развития телеком–инфраструктуры.
Если в Таджикистане пропускная способность международных каналов около 100 ГБ/в секунду, то в Узбекистане планируется к концу 2022 года довести общую пропускную способность международных каналов связи до 3200 ГБ/с. Сейчас она составляет 1800 ГБ/с. «Мой бизнес зависит от Интернета, — говорит Исмаил Махсумов из Гулистана Сырдарьинской области.
— И хочу сказать, что я уже забыл, когда у меня Интернет зависал в последний раз. Минимальная скорость в нашей зоне охвата 14 мегабайтов в секунду. Это у нас так работает еще LTE, а на других территориях еще быстрее».
Кыргызстан занимает первое место среди стран СНГ и второе место в мире по цене самого дешёвого Интернета. Как сообщает CNews, стоимость 1 ГБ здесь составляет 15 центов (в Таджикистане средняя цена $1,77).
Также страна занимает первое место среди стран Центральной Азии по скорости Интернета.
Кыргызстан постепенно подключается и к Starlink.
Под окнами и на крышах офисов некоторых предприятий устанавливаются мини-тарелки для сигнала Starlink. В основном это частные компании.
В Казахстане сотовые операторы получат льготы для проведения скоростного Интернета в села. Как сообщает sputnik.kz, сотовые операторы могут использовать радиочастоту со скидкой в 90%. Таким образом тут хотят решить проблему доступа в Сеть для жителей села.
При этом предлагается применять льготы только в том случае, если операторы связи будут направлять высвобожденные средства на финансирование проектов широкополосного доступа в Интернет прежде всего в сельских населенных пунктах.
Согласно источнику inbusiness.kz, скорость фиксированного широкополосного Интернета за прошлый год в Казахстане выросла на 32,1% и составила 113,25 Мбит/сек (+2,7% за месяц). Тем временем скорость мобильного Интернета увеличилась на 75,6%, до 63,15 Мбит/сек в среднем за сентябрь 2021 года (+11,3% за месяц).
Информация взята из сайта ttps://www.asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20220221/v-chyom-beda-tadzhikskogo-interneta.
Интересная информация))
Своевременная информация)) благодарю
Всемирная сеть Интернет прочно
утвердилась в качестве неотъемлемой части современного общества